Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №8 "Солнышко"  Барабинского района Новосибирской области

Доступная среда для инвалидов

 

  

Доступная среда для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

      Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

      В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

       Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

      Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 - 2020 ГОДЫ

            Федеральные документы

  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

  • Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями)

  • Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года)

  • Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальнойэкспертизы, и их форм»

  • Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -  образовательным программам дошкольного образования"  (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)

 

        Разработан план мероприятий по созданию доступной среды в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

        Реализация плана позволит сделать среду детского сада доступной для всех "ОТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ - к качественному образованию для каждого"

 

         Политика дошкольного учреждения обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения и оказание необходимой помощи данной категории граждан

 

         Приказы:

  • ПРИКАЗ об утверждении плана-графика мероприятий (дорожной карты) по созданию доступной среды на 2016-2030г.

  • ПРИКАЗ об утверждении и введении в действие локальных нормативных актов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг

  • ПРИКАЗ о создании комиссии по организации обследования и паспортизации объекта социальной инфраструктуры

  • ПРИКАЗ о назначении ответственного лица в ДОУ по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп и оказания помощи инвалидам в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования)

  • Положения:

  • ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по разработке плана мероприятий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к зданию и услугам

  • ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на них услуг.

 

Должностные инструкции:

  • ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ответственного за организацию и проведение работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, проведение инструктажа персонала.

  • ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагогического работника дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования).

  • ПРОГРАММА обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг.

  • ПРАВИЛА ЭТИКЕТА при общении работников с инвалидами.

 

                   Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

в дошкольном учреждении

        Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

       Понятие и классификация:

       Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

 Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  •   с нарушением слуха;

  •   с дисфункцией речи;

  •   с патологией опорно-двигательного аппарата;

  •   с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

  •   с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

  •   дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

 

        Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

        Цель психолого-педагогического сопровождения - создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

        Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  •  возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

 

   Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

  • Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса

  • Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)

  • Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ

  • Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе

  • Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ

  •  Реализация индивидуальной программы или маршрута

  •  Проведение промежуточной диагностики и анализ

  •  Консультирование родителей

 

          Информация для родителей

  • О предельно-допустимой норме учебной нагрузки

  • Об основных образовательных программах

  • О дополнительных коррекционно-развивающих программах

  • О содержании психолого-педагогической коррекции

  • О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут 

      

      Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

 

       План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

 - беседа с родителями

 - изучение медицинской карты ребенка

 - обследование физического развития

 - обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

         Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

 

       Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

 

Педагог-психолог:

  •   организует взаимодействие педагогов;

  •   разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

  •   проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

  •   организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

  •   повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

  •   проводит консультативную работу с родителями.

 

Учитель-логопед:

  •  диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи

  •  составляет индивидуальные планы развития

  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)

  •  консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

 

Музыкальный руководитель:

  •  Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей

  •  Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий

  •   Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. 

 

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики. 

 

Медицинский персонал:

  •  проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

  •  осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

 

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ

  1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.  

  2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез). 

  3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя. 

  4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. 

  5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.

  6. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.

  7. При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. А Вам понять его. 

  8. При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. 

  9. Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.  

  10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.

 

          Информация

 

  • Консультация для педагогов  "Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ  в условиях реализации ФГОС"

  • Консультация для педагогов "Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ"

  • Консультация для родителей «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»

 

      Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.

      Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

        Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

 

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

 

Паспорт доступности для инвалидов объекта и представляемых на нём услуг в сфере образования

 

План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и услуг в МКДОУ №8 на 2016-2030г.г.

 

Реестр объектов социальной инфраструктуры услуг

 

Паспорт доступности объекта инфраструктуры (ОСИ)

 

Анкета (информация об объекте социальной инфраструктуры) к паспорту доступности ОСИ

 

Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ

 

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности групп для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

 

Постановление администрации Барабинского района №758 от 07.07.2015г. об обеспечении двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях

 

Консультация для педагогов "Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ"

 

  Консультация для педагогов "Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

 

Консультация для родителей "Преодоление агрессии у детей с ОВЗ" 

  

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"